Часть 2

Кузомень, Варзуга, тоня Тетрина

В Booking у меня статус путешественника Genius третьего уровня, я часто бронировал жильё через приложение и свободно ориентировался во всех (как мне казалось) нюансах. Гостевой дом в Кузомени я тоже нашёл через Booking, но и подумать не мог, что мне предлагают только комнату, а не дом целиком. Как это произошло и что затуманило мой невнимательный взгляд? Ума не приложу!
Когда мы увидели у дверей УАЗ Patriot, у меня появилось неприятное ощущение, что мы не одни во вселенной в этом доме, но окончательно это подтвердилось, когда из дверей вывалился крупный парень лет 35 на вид, в тельняшке и с недельными зарослями на лице.

Волна перегара была настолько сильной, что всю мошкару сдуло в радиусе трёх метров:

– Иикк. Здорово, пацаны! Хозяева там! – И приветливо махнул рукой на стоящий рядом небольшой домик.

Как только мы поднялись на крыльцо, в дверях появилась хозяйка Наташа в лёгком небесно-голубом платьице и тёплой серой шерстяной кофте на плечах. На лице читалась усталость:

– Тише! Ребятёнок спит! Заселяйтесь пока в свободную комнату. Яков ушёл на промысел, будет утром.

В доме было две спальни, общая столовая, тесная кухня и совмещённый санузел. В коридоре стояла стиральная машинка, на листке бумаги, лежащем на ней, было написано: «Стоимость одной стирки 1500 р».

Соседями нашими оказались два парня из Питера, Миша и Сергей. С ними были дети – мальчик и девочка, лет 7-8 на вид. Они уже неделю путешествовали на своём УАЗике по Карелии и Кольскому.

Мы с Серёгой решили приготовить что-нибудь на ужин и лечь пораньше спать. Вопрос с ремонтом машины отложили на завтра.

Парни с сочувствием выслушали наш рассказ о поломке Жёлтого. Миша, тот самый добродушный великан в тельняшке, который встретил нас в дверях, достал ключи от машины и положил их перед нами:

– Сгоняйте к морю перед сном! Развеетесь!

Patriot был с АКПП, и было интересно, как он едет по пескам. Ключ на старт, и мы понеслись к Белому морю.
Слишком зелёный снаружи и слишком пластиковый внутри. Каким бы противоречивым УАЗ ни был, он подарил нам увлекательную поездку по песчаному полуострову до устья реки Варзуга. Насторожившие в первый момент хмельные парни оказались людьми с широкой душой. Спасибо им за поддержку!

Утром они отправились дальше по своему маршруту, а я пошёл к хозяину Якову договариваться о починке Жёлтого. И знаете, мне фантастически повезло, ведь у него в гараже оказался Land Rover Defender.

Если у человека в гараже стоит древний дэф, значит, 99% в том же гараже у него есть яма, сварка, маска сварщика, подкатной домкрат, набор всевозможных ключей, а также склад запчастей.

Из всего этого списка не оказалось только маски сварщика. Боже, храни Ведроводов!❤
За приемлемую премию Яков помог нам отремонтировать Hummer, и мы уже собрались прокатиться по ближайшим окрестностям, как вдалеке показались два пикапа – Nissan Titan и L200.
Это был мой старый друг Лёша с командой. Мы с ним созвонились накануне, и оказалось, что они разбили лагерь на мысе Корабль, совсем недалеко от Кузомени. Грешно не воспользоваться возможностью выпить чая вместе, ведь в Москве встретиться гораздо сложнее, чем за тысячи километров от дома).
Ребята на Кольском уже не в первый раз и маршруты у них сложнее наших: Вотаавара, Хибины, Дальние Зеленцы, Терский берег, полуострова Средний и Рыбачий. И все ночёвки в палатках, а еда на костре. Романтика!

После чайной церемонии и мы прогулялись по Кузомени, а потом решили прокатиться вдоль моря в сторону аметистового берега.
Надеюсь, Лёша когда-нибудь доделает фильм о путешествии и в нём вы сможете увидеть нас:)
Варзуга
Следующий день должен был нам открыть Варзугу, аметистовый берег и тоню Тетрину.

На фоне Кузомени Варзуга выглядела как фата-моргана в бескрайних песках Сахары, настолько яркий создавался контраст между умирающей пустыней и живым селом удивительной красоты.
Расстояние между ними всего 20 км, что делало контраст ещё более насыщенным.
Варзуга – древнее село, оно впервые упомянуто в 1466 году. Основной вид промысла местных жителей, конечно же — лов сёмги.

Что интересно, село разделено на две части рекой Варзуга, моста нет. Добраться на другой берег можно всего за 10—20 рублей на лодке, которая там выполняет роль общественного транспорта.

Мы поднялись на смотровую площадку, зашли в церковь святителя Афанасия Великого и поехали дальше.
Аметисты мыса Корабль
Наверное, это самое популярное туристическое место на Терском берегу. Живописный вид, а под ногами – аметисты!

Раньше здесь был аметистовый рудник, добыча на котором началась еще при Петре I и продолжалась до середины XXвека. Рудник забросили, и тысячи сверкающих камней оказались под ногами, доступные для любого желающего.

Я всегда беру несколько камушков на память о поездке.
Через лес сейдов мы взяли курс на тоню Тетрину.
Тоня Тетрина
Тоня Тетрина – это историко-этнографический музей со своей экспозицией, уютными домиками, в которых можно остановиться на ночь, с банькой и невероятной атмосферой единения с природой. Находится он на Терском берегу, в 20 км от Умбы.
Мне уже довелось бывать здесь в 2017 году. Мои собаки тогда случайно разорвали рыболовную сеть Александра Борисовича, хозяина тони, запутавшись в ней, как мухи в паутине. Я потом приложил много усилий, чтобы передать ему с друзьями в Умбу новую сеть.

Серёга быстро нашёл общий язык с Александром Борисовичем, потому что очень много знал о Великой Отечественной войне. Они весь вечер сидели в беседке на берегу и эмоционально обсуждали исторические факты 1941–1945 гг.

Первую ночь мы спали в сетнице. Это такой домик на ногах, сарай для хранения сетей. Единственное окно смотрело в море. А ещё там был балкон, на котором мы пили чай и дышали солёным воздухом. Спали в спальниках, август ночью был уже стылый.
Наутро в беседке нас ждал завтрак: каша, хлеб, ароматный чай. Пока мы ели, потихоньку стали подходить постояльцы из других домиков. Всем хотелось попасть на экскурсию к Александру Борисовичу.
– Паша, привет! – Передо мной явилось улыбающееся лицо Анатолия, эксперта по автодомам и основателя мастерской АнВиР.
Вот так встреча! В очередной раз меня удивило, что гораздо проще встретиться за 3 тыс. км от дома, чем в родном городе.

Экскурсия, как всегда, была интересная и познавательная! Александр Борисович блистал историческими фактами, демонстрировал результаты личных экспериментов в солеварении, постройке лодок, приготовлении дёгтя, создании посуды.
А потом была баня и чан с ламинарией. Я как будто смыл с себя весь груз, привезённый из Москвы, весь груз, взятый с работы на дом.

Вторую ночь мы спали в горнице – гостевой части хозяйской избы. Это фантастически уютная и тёплая комната с любопытными фотографиями на стенах, с выставкой минералов, пропитанная ароматом дыма из печи.

Когда стемнело, мы с Серёгой пили чай при свечах и вели задушевные разговоры.
Тоня Тетрина – это чистое волшебство. Оно напоминает нам о том, что есть места, где всё зависит только от нас. Гаджеты тут умирают, но рождаются надежды. Надежды на лучшую жизнь вдали от городов, надежды на то, что эмоции, пережитые нами, суждено пережить снова.

Утром выехали в Мурманск, мою любимую суровую столицу Арктики.