Часть 1

Другая планета, Ухта

Инфляция счастья – это когда вам приходится платить больше за те же эмоции. Это когда вы счастливы в путешествии на Баренцево море, в Воркуту или на полюс холода Оймякон, а Таиланд, Турция и Египет больше не вызывают у вас радости.
Пять лет назад Кольский полуостров казался мне другой планетой, а сегодня я мечтаю о параллельной вселенной, в которой есть плато Маньпупунёр, перевал Дятлова и Новая Земля. И плевать на сложную доступность и полное отсутствие привычных удобств, мне жизненно необходимо уехать дальше, чтобы увидеть больше.

Маршрут

Именно такие размышления привели меня к Ухтинскому туроператору «Другая планета». Я листал фотографии на их сайте, и сердце замирало от видов, которые были похожи на ожившие картины из сборников фантастических рассказов: столбы выветривания, напоминающие гигантов в каменных доспехах; гора Отортен, на вершине которой стоят каменные ворота портала в другое измерение; гора Народная, с ударением на «а», – высочайшая вершина Уральских гор в Приполярном Урале; национальный парк Югыд Ва – один из самых больших национальных парков России и крупнейший лесной массив в Европе.

1 декабря около 9 часов вечера мой телефон вздрогнул от поступившего сообщения: «Павел, здравствуйте! Вы оставили заявку на тур, который мы планируем 4 марта, на плато Маньпупунёр и перевал Дятлова. Можем обсудить, когда Вам будет удобно».

Так я решился на одно из самых ярких своих путешествий.

Подготовка

Людмила, руководитель «Другой планеты», прислала мне договор «О реализации туристического продукта». Помню, как меня поразил объём полезной информации в договоре: правила посещения заповедника, обычаи местного населения, риски из-за погодных условий, правила поведения на борту вертолёта и список необходимых вещей.

К началу февраля я был полностью экипирован. Всю одежду подобрал в магазине «Сплав», а обувь заказал на Оренбургской фабрике «Унты России». Билет до Ухты я взял только в одну сторону, так как переменчивая погода Северного Урала могла спутать планы, а значит, пришлось бы ждать в городе благоприятных условий для вылета вертолёта.

Москва – Ухта

2 марта Людмила добавила меня в чат группы путешественников на Северный Урал.
В чате было 18 человек, и первое сообщение прислал некий Дмитрий Мартемьянов:

– Всем доброго дня, друзья! Меня зовут Дмитрий, я сотрудник Туристско-информационного центра города Ухты. Буду вам немножко помогать в путешествии:) Завтра в 19:30 собираемся на инструктаж-знакомство и небольшое чаепитие в Ухтинском историко-краеведческом музее, расположенном по адресу ул. Мира, д. 5 «Б».

Полёт до Ухты занял 2,5 часа. Мы приземлились на небольшом аэродроме, на краю которого стояло двухэтажное здание аэропорта. Из самолёта шли пешком.
После дождливой Москвы Ухта встретила морозом –15 градусов и чистейшим снегом под ногами. Каждый шаг отзывался громким скрипом, из-за чего я на секунду перенёсся в своё детство, вспоминая, как тёмными вечерами брёл из школы домой. Мороз щипал меня за щёки, а под ногами скрипел снег. Я тащил тяжёлый ранец и заглядывал в разноцветные окна: вот кто-то смотрит телевизор, свет погашен и только блики от экрана мерцают на потолке; вот семья ужинает на кухне за столом; вот дед в тельняшке стоит на балконе и курит. В каждом окне был свой мир, раскрашенный разноцветными занавесками. Может быть, тогда, много лет назад, я заглянул в чьё-то окно, за которым был Север, – суровый, снежный, где легко и глубоко дышится. И теперь каждый год мне хочется затеряться где-то в Заполярье и в очередной раз вернуться домой другим человеком.

Краеведческий музей

В музее встречал Дмитрий Мартемьянов – крепкий короткостриженый парень с небольшой рыжей бородкой. На нём была классная чёрная футболка с изображением столбов выветривания плато Маньпупунёр. Я сразу себе захотел такую же.
Он проводил нас в зал, где за длинным столом сидели все участники нашей группы.

– Добро пожаловать в Ухту! Завтра вас ждёт незабываемое приключение!

Дмитрий провёл небольшую экскурсию по выставочным залам музея, рассказал много интересного о городе, о Республике Коми, об Уральских горах.
Затем выступила Людмила – темноволосая худенькая девушка с тёплой улыбкой и тихим голосом.

Она напомнила о правилах регистрации, досмотра и полёта на борту вертолёта. Предупредила, что на перевале Дятлова могут быть экстремальные погодные условия: сильный ветер, достигающий 30 метров в секунду, облачность, лавинная опасность. Вероятность, что завтра мы там сможем приземлиться, – не самая высокая.

Мы разъехались из музея поздним вечером. На улице было уже темно, и я спешил в гостиницу, чтобы подготовить экипировку и немного отдохнуть. Завтрашний сбор был назначен на 7 утра в аэропорту.

Другая планета

Утро расстроило плотным туманом, причём туман был только в районе аэропорта. Это значило, что вылет может отложиться на неопределённое время.
Людмила раздала билеты, заполненные от руки: Ухта – Перевал Дятлова – плато Маньпупунёр – Ухта, перевозчик – Комиавиатранс. Мы прошли досмотр и расположились в зале ожидания на втором этаже.
Через 30 минут на табло всё-таки высветился наш рейс, и от сердца немного отлегло.
У выхода на взлётное поле нас ждал старенький ПАЗик, стёкла которого были покрыты толстой шубой инея. Он довёз нас до вертолётного ряда, у одного из бело-синих МИ-8 суетились техники. Людмила пригласила нас внутрь.
По бортам стояли лавки, каждому входящему выдавали наушники. Сумки и рюкзаки мы свалили в центр прохода, и казалось, что я очутился не в салоне вертолёта, а в маршрутке или в пригородной электричке.
Винты со скрипом запустились и стали набирать скорость. Оглушительный грохот заполнил салон, и всем пришлось надеть наушники.

Раньше мне не доводилось летать на вертолёте, и меня поразило, что он взлетел не вертикально вверх, как это показывают в фильмах, а взял разгон по взлётно-посадочной полосе, как самолёт. Как я потом выяснил, при таком способе взлёта (с разгоном) тратится меньше топлива.

И вот мы выше облаков! Где-то далеко внизу чёрные вены рек рассекали белоснежное покрывало низин, вокруг была тайга.

Чуть больше часа занял полёт до Троицко-Печорска, где вертолёт заправили, а мы выпили по кружке чая с пирогами. Ещё один рывок – и через час мы будем на перевале Дятлова.
За день нам надо было преодолеть 730 км с двумя дозаправками, а это больше 4 часов в воздухе.
Умеренно-Краеведческие Экспедиции
E-mail: go@hummer-travel.ru